«Киборги» среди нас: уникальная социальная платформа кибер-людей
Ольга Аринина – ангел-хранитель «киборгов». Она – основатель компании Cyberly и уникальной экосистемы Cyberly One – социальной платформы кибер-людей, которая помогает людям с особыми потребностями полноценно жить в современном обществе.

В течение многих лет Ольга Аринина помогает в адаптации людей с протезами: «Мы переделываем людей с ампутацией в кибер-людей, оказывая поддержку на всех возможных уровнях». Подробности о столь важном социальном проекте Ольга рассказала «Столичному курьеру».
– Ольга, кем вы ощущаете себя больше – реабилитологом или предпринимателем?
– Начнем с того, что у меня два высших образования – юриспруденция и маркетинг. Вся моя деятельность до момента «икс» была связана с этими направлениями. Но все перевернуло рождение второго ребенка. Дочка родилась с аплазией кисти. То есть, кисти на левой руке у нее нет. Я всегда следила за новыми техническими решениями в разных областях (папа работал в НИИ) и знала, что есть удачные примеры трансплантаций, печатают органы на 3D-принтере. Я была уверена, что решение есть, но оказалось что при данной нозологии возможно только протезирование. Еще в роддоме я начала искать варианты адаптации для ребенка и столкнулась с огромным количеством проблем. Непонятно было, куда идти и что делать. Я нашла две компании в инновационном центре Сколково, которые изготавливали протезы (кибер-руки). Одна из них специализировалась на детях. Туда я и решила пойти на собеседование в отдел маркетинга. Однако мне сразу предложили другую должность «Ангел-хранитель киборгов», что звучало очень необычно. Это был стартап. В компании существовал отдел заботы о киборгах (который я и возглавила), министерство всезнайства и прочие необычные вещи.
– Вы ощутили себя на верном пути?
– Я сразу полюбила Инновационный центр, там бешеная энергия, энергия создания, воплощения идей. Задачей на первом этапе было создать систему протезирования и комплексной реабилитации. Мне нужно было быстро и много учиться и внедрять. Сначала то, что требовалось, а потом то, что я генерила сама. Так появилось комьюнити, активности для пользователей, мне удалось добавить тепла в этот технический процесс.

– Основной задачей было правильно подбирать протезы?
– Изначально да, но мы проводили не протезирования, мы активировали кибер-людей. У нас были не пациенты, а кибер-герои, киборг-дивы и киборги. Все это делалось большой талантливой командой. Я хорошо изучила, что есть на рынке технических средств реабилитации, какая нужна реабилитация до протезирования и после. Через меня проходили тысячи семей, со всеми я старалась поговорить, утешить, вдохновить. Я знаю много боли и еще больше героизма, воли к преодолению самых сложных жизненных ситуаций, примеры исключительного мужества и исключительной борьбы. Первый год был невероятно эмоционально тяжелым. Кстати, не все могут работать в таких местах, некоторые уходили. Мне казалось что я атлант, который держит небо. Видимо, очень высокий уровень эмпатии. Через год стало гораздо легче. Эмпатия, сопереживание, стремление помочь сохранилось, но боль и тяжесть внутри меня перестали существовать.
– Внутри компании помогали с этим справляться?
– Так как это достаточно триггерная среда, все сотрудники были очень бережны друг к другу, стресс снимался на редких корпоративах, когда все жгли под Prodigy. У каждой компании есть стадии развития, она растет, развивается, регламентируется. Первым исчезло министерство всезнайства, затем отдел заботы о киборгах трансформировался в customer сервис, появились другие цели, задачи и они уже не совпадали с моими. Но у меня уже зрел стартап, который нельзя было воплотить в рамках одной компании. Я ушла, когда люди на нетворкинге перестали выходить под Prodigy и «начали выходить под попсу» (улыбается)…
– Так вы решились создать собственную компанию Ciberly? Не было опасений, что это очень рискованный шаг?
– Я же была в Инновационном центре Сколково, здесь ты можешь творить, и тебе помогут. Но не все сразу. Следующим и очень важным этапом развития была школа стартапов. В процессе обучения мне помогли от идеи прийти к концепции проекта – с финансовой моделью, дорожной картой, четкой постановкой проблемы и его решения. Нашлись сподвижники. Мы создавали эко-систему киборгов – агрегатор новой жизни, который позволит людям с ампутациями быстро сориентироваться и понять, что в каком порядке делать, какие кибер-руки и кибер-ноги есть на рынке, как получить их бесплатно, увидеть реальные рейтинги компаний, найти друзей, работу, обучение. Проект дает возможность полностью отстроить свою жизнь, иметь выбор и знания. Но для воплощения нужны были инвестиции…

– Судя по запуску проекта, это удалось?
– Да, первый инвестор – это тот прекрасный человек, который первым поверил в вас и вашу идею. Но это доверие очень важно оправдать и дать больший результат, чем планировалось. Пока проект создавался, работа с кибер-людьми продолжалась. Мы проводили мероприятия, помогали выбрать и приобрести прекрасные кибер-руки, найти денежные средства, если компенсации от государства не хватало. Выполняли и выполняем мечты! Например, Илья Мысляев мечтал поехать в дайвинг лагерь в Египте. И поехал! Мы нашли много партнеров и объединили эти компании.
Теперь на нашей платформе cyberly.one можно найти бесплатный картинг, дайвинг, яхтинг, теннис, бассейн, тхеквондо для людей с повреждением опорно-двигательного аппарата. Благодаря проекту можно пройти бесплатное обучение по IT-профессиям, и все это на этапе MVP! Таков ваш агрегатор новой жизни в действии. Он решает все проблемы, с которыми я столкнулась сама – в какие инстанции идти, где и что можно приобрести, чем заняться. На платформе есть социальная сеть. Сейчас около 50 кибер-людей ее тестируют, пишут посты, делятся своими историями, помогают друг другу. И это только начало. Когда ты сам полностью погружен в тему, когда знаешь, как устроен этот сегмент рынка, знаешь ведущих специалистов в области реабилитации, протезирования, ты можешь создать нечто очень полезное, особенно для тех, кто столкнулся с проблемой впервые.
– Какой смысл закладывается в определение кибер-люди?
– Мы считаем наших пользователей пилотами испытателями новых технологий, кибер-людьми, но никак не инвалидами. Это понятие мне вообще не очень нравится, оно об ущербности (лат. Invalidus, in – не ,Validus – силач, то есть в сочетании – несильный, немощный). Это не про нас, наши участники проактивные и невероятно сильные духом люди. Это кибер-люди. Мы усовершенствуем их функционал высокотехнологичными компонентами и они могут быть кем угодно: паралимпийцами, режиссерами, блогерами, топ-моделями. Да, у нас есть модельное агентство для кибер-деток, кибер-див и киборгов! Мы даже получили премию от телеканала Fashion TV.
– Какие основные «боли» и проблемы современного кибер-человека?
– Прежде всего, это проблемы положения людей с ампутациями, да и в целом отношения к людям с ОВЗ в социуме. Детки с врожденными особенностями или потерявшие конечности в раннем возрасте, прекрасно адаптируются, и если им не мешать, будут иметь большую часть функционала обычного человека. А вот то, что они инвалиды, что с ними что-то не так и что это плохо – приходит извне, из социума. Это, в своем роде, как быть знаменитостью – тебя рассматривают, спрашивают незнакомые люди «а что с вами случилось», выражают соболезнования, комментируют. А у человека все в порядке… Было… пока к нему не подошли с таким отношением.
Вторая, не то, чтобы проблема, а скорее особенность – кибер-человек зависим от комплектующих. Если у вас что-то сломалось, вы остались без кибер-руки или кибер-ноги на время ремонта. Поэтому очень важно правильно выбрать ТСР (техническое средство реабилитации), чтобы не было частых поломок. Это отдельная тема и она очень объемная.
– Какие глобальные задачи стоят перед экосистемой Cyberly Onе?
– Главные задачи: поддержка и помощь на любом этапе. Люди объединяются и становятся сильнее, мы даем возможность быстро отстроить свою новую жизнь, показываем на примерах успешных кибер-людей, какой прекрасной и наполненной событиями она может быть, даем инструменты для этого. Работаем с родителями маленьких кибер-детей и подростков. Главное, платформа не зависима от государства или протезных компаний, она спроектирована киборгами для киборгов. Но важно понимать, что мы помогаем, но не делаем за вас. Очень вредно «причинять добро», это приводит к выученной беспомощности и тогда вместо того, чтобы стать сильнее, человек будет сидеть и ждать, пока его спасут. Мы же вдохновляем жить и действовать!
Ваша жизнь может быть удивительной. Один из примеров: Сергей родился в деревне в Молдавии. Из-за удара током в подростковом возрасте потерял обе руки, казалось бы, какое будущее может быть у мальчика без рук в деревне? Сергей поехал в Москву, устроился курьером, освоил логистику. Пришел работать в протезную компанию в отдел логистики. Стал амбассадором. Диджеем. Женился. Занялся сноубордом, сейчас в паралимпийской сборной. Была бы его жизнь такой же насыщенной, если бы не было этого мощного толчка? Стал бы он прилагать такие усилия? Вопрос. Будьте сильными, гибкими и целеустремленными и у вас все получится!

– Как обычным людям правильно относится к кибер-людям?
– Каждый, кто читает эту статью, может сделать жизнь кибер-людей чуть лучше. Пожалуйста, общайтесь на равных, и, я уверена, дорогие читатели, что вы этого не делаете, но все же… не разглядывайте людей, которые от вас отличаются, это неприлично.
– Познакомьте нас еще раз с вами не только в деловом формате: кто такая Ольга Аринина вне проекта Cyberly? Как ваша работа и занятость отражается на отношениях с Агатой? Вы привлекаете дочь к проектам компании?
– Мне кажется, проект Cyberly – это огромная часть жизни всей нашей семьи. Меня очень поддерживает мой муж Сергей, он активный участник проекта. Агата вообще считает, что она работает в «киборгах». Она, как и ее сестра Варя, участвует во всех наших мероприятиях для ее возрастной группы. Наверное, у меня совпало призвание, возможности и обстоятельства. Поэтому я даже не рассматриваю другие варианты. Будущее, инновации, кибер-люди, технологии – это все очень интересно. Я работаю с очень сильными людьми и очень горжусь тем, что их знаю.
Автор: Наталья Губина
© «Столичный курьер», 2023. В разделе «Дайджест» публикуются журналистские материалы, ранее вышедшие в печатной версии газеты «Столичный курьер», обзор прессы и социальных сетей, а также пресс-релизы, присланные в редакцию (только от юридических лиц). В случае публикации пресс-релизов редакция не осуществляет проверку приведенных фактов и не несет ответственности за их содержание. Цитирование в СМИ и любое коммерческое использование материалов, опубликованных в данном разделе сайта допускается только с письменного разрешения редакции; некоммерческое использование в интернете – при обязательном размещении гиперссылки на news.scourier.ru. Правовая информация.