Что делать, если в магазине нет сдачи и могут ли вам из-за этого отказать в обслуживании?
Роспотребнадзор заявил, что усилит контроль за магазинами, в которых нет сдачи. Как сообщают в ведомстве, в последнее время участились жалобы граждан, которым отказали в обслуживании, сославшись на отсутствие в кассе размена. Между тем, это является грубейшим нарушением.
Однако в соответствии с действующим законодательством отказ продавца принять оплату в виде любой денежной купюры означает отказ от заключения договора купли-продажи, который по Гражданскому кодексу Российской Федерации приравнивается к публичному договору. Отказ продавца публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю требуемые товары или услуги не допустим. Согласно закону, продавец обязан иметь или обеспечить сдачу в любое время работы магазина, в том количестве, которое необходимо для расчета с покупателями. Согласно письму Минфина России от 30 августа 1993 года N 104 о правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, «руководство магазина отвечает за то, чтобы обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами «в количестве, необходимом для расчетов с покупателями»».
Более того, в другом документе – письме правительства от 17 марта 1994 года N 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли», запрещается требовать от потребителя самостоятельно разменивать деньги.
В соответствии с пунктом 3.8.1 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», директор (заведующий) предприятия, либо дежурный администратор обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями. В противном случае покупатель может потребовать жалобную книгу и описать в ней происшедшее, а также пожаловаться в Роспотребнадзор. За нарушение предусмотрен штраф: от 1000 до 2000 рублей для частных лиц и 10-20 тысяч рублей для организации.
Кроме того, сотрудник магазина, отказавший вам в обслуживании, сославшись на отсутствие сдачи или размена, наносит вам, как покупателю существенный моральный и материальный ущерб (ст. 426, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 18 ст. 1 «Правил продажи отдельных товаров»). Вы вправе судиться – и правда будет на вашей стороне. Если же просто хотите «наказать» магазин – просто оставьте запись в книге жалоб.
По сообщениям информационных агентств
© «Столичный курьер», 2023. Цитирование и любое коммерческое использование материалов, опубликованных в разделе новостей на данном сайте, допускается только с письменного разрешения редакции; некоммерческое использование в интернете – при обязательном размещении гиперссылки на news.scourier.ru. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора или цитируемым источником информации. При публикации официальных пресс-релизов редакция не осуществляет проверку приведенных фактов. За содержание комментариев к записям редакция ответственности не несет.